Строительство современных школ на сегодняшний момент — это вопрос не только качества, но и времени. Дети должны получать образование в комфортных условиях уже сейчас, а не ждать годы. В необходимости ускорять процессы сходятся и бизнес, и государство, и регионы. В пятницу, 5 сентября, на Восточном экономическом форуме (ВЭФ, 16+) прошла сессия "Школа перемен: от идеи к практической реализации", где участники обсудили, как повысить темпы строительства и сделать модель государственно-частного партнёрства (ГЧП) более гибкой и эффективной, сообщает ИА PrimaMedia.
Заместитель председателя ВЭБ.РФ Юрий Корсун отметил, что программа "ПроШкола" уже доказала свою эффективность, но требует доработки в части гибкости механизмов и учёта изменений во внешней среде.
"Эти дискуссии велись, но, к сожалению, они не закончились какими-то решениями. Мы вынуждены были пойти ва-банк, потому что уже надо было запускать программу. Основные средства мы получаем от Сбербанка, а ВЭБ выступил буфером, который сглаживал все шероховатости. В итоге мы справились, но получили большой урок: такими программами надо пользоваться чуть более грамотно и продуманно, понимая, чего ожидать от будущего", — отметил Юрий Корсун.
Заместитель председателя ВЭБ.РФ подчеркнул, что сама идея концессионных проектов в образовании доказала свою жизнеспособность, однако механизм оказался недостаточно гибким.
Тем временем глава "ПроШколы" Александр Чеботарев рассказал, в чём кроется основная проблема. Основные трудности возникают именно на этапе согласований внутри региона, что может растянуть процесс строительства на неопределённое время и привести к удорожанию проекта.
"Проекты по школам ловят, наверное, все форс-мажоры, которые существуют. Помимо ставок и вообще в целом конъюнктуры рынка и строительного, и макроэкономического, мы сталкиваемся с тем, что аппетит растет во время еды. Когда подписывались концессионные соглашения, были представлены типовые школы. Но после экспертизы меняются нормы, меняются пожелания субъекта. Это всё влияет на стоимость, это всё влияет на сроки и это всё влияет на процесс согласования", — поделился Александр Чеботарев.
Для каждого региона вопрос строительства школ — это всегда непростой выбор: ждать поступления средств или брать на себя долгосрочные обязательства? Строить новые здания или откладывать деньги и надеяться на ремонт существующих? Министр образования и науки Челябинской области Виталий Литке поделился своим опытом и отметил, что работа в регионе ведётся по всем направлениям. Он также обратил внимание на необходимость применения механизмов Фабрики проектного финансирования и для социальных объектов.
"Есть Фабрика проектного финансирования. Давайте посмотрим на неё и всё-таки перезапустим этот инструмент для социальных проектов", — предложил министр. По словам Виталия Литке, классическая концессионная модель применима не во всех случаях, так как изначально рассчитана на объекты, которые могут приносить доход, например дороги или аэропорты. У школ выручки нет. Поэтому здесь нужна особая история: концессионная модель в её лучшем виде с точки зрения создания объекта может работать, но при этом необходимо заранее понимать, как проект будет сопровождаться в части финансового обеспечения.
Таким образом, общий вывод дискуссии свёлся к необходимости комплексного подхода: внедрения типовых решений, создания стандартов и гибких финансовых инструментов. Всё это позволит ускорить строительство школ, сделать процесс более стабильным и снизить риски для всех участников.