Дальневосточники выпустили свыше 100 тысяч Пушкинских карт
14 ноября, 21:50
Региональный семинар по решению проблем жителей состоялся в ЕАО
14 ноября, 18:15
Эксперты ВТБ: золото останется защитным активом в 2025 году
14 ноября, 15:25
Решения Сбера на базе искусственного интеллекта вошли в реестр отечественного ПО
14 ноября, 15:20
Экономика России возвращается к сбалансированным темпам роста - ВТБ
14 ноября, 14:55
Пять крючков через которые обманывают кредитные брокеры
14 ноября, 14:20
"Бизнес-Фест" Сбера (18+) пройдет 20 ноября во Владивостоке
14 ноября, 14:15
Началась регистрация на Всероссийскую олимпиаду школьников по предпринимательству
14 ноября, 12:55
Почему жители Чукотки едят белорусский сыр, а БелАЗы роют землю в Приморье
14 ноября, 12:15
"Ощутить единое пространство наших бескрайних территорий" - финалисты Премии им. Арсеньева
14 ноября, 11:30
ВТБ выяснил, сколько свободных денег россияне хранят на карте
13 ноября, 22:00
Концессионеру Кимельфельду дали реальный срок за "отмывание" 787 млн рублей в ДФО
13 ноября, 21:25
Рекордные 855 млн бонусов Спасибо получат клиенты Сбера на Зелёный день
13 ноября, 18:45
Сбер представил AI-аналитика для бокса
13 ноября, 17:25
Премию им. Арсеньева представили на "Форуме школьников" в Москве
13 ноября, 17:10

Почему жители Чукотки едят белорусский сыр, а БелАЗы роют землю в Приморье

Генконсул Республики Беларусь во Владивостоке – о стратегии на Дальнем Востоке: товарооборот, проекты, люди и неожиданное гражданство
14 ноября, 12:15
Генконсул Республики Беларусь во Владивостоке Игорь Сокол Евгений Кулешов. ИА PrimaMedia
Генконсул Республики Беларусь во Владивостоке Игорь Сокол
Фото: Евгений Кулешов. ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

PrimaMedia, 14 ноября. В Генеральном консульстве Белоруссии во Владивостоке есть папка с историями: о человеке, который узнал, что является гражданином Республики Беларуси, хотя прожил всю жизнь в России; о том, как белорусский молочный завод обеспечивает продовольствием Чукотку; о карьерных самосвалах БелАЗ, которые участвуют в добыче по всему Дальнему Востоку. Это реальная работа дипломатического представительства, получившего в апреле 2025 года новый статус и новые возможности.

Глава Генконсульства — опытный дипломат Игорь Сокол — мечтал попасть во Владивосток и теперь работает здесь, строя экономические и культурные мосты между Белоруссией и дальневосточными регионами. В интервью PrimaMedia он объясняет, почему маленькая страна заинтересована в работе с ДФО, как функционирует логистика на расстоянии 10 тысяч км, и какие люди неожиданно обнаруживают в себе белорусские корни. 

Справка: Игорь Сергеевич Сокол — Генеральный консул Республики Беларусь во Владивостоке с апреля 2025 года. Родился в г. Молодечно Минской области Беларуси, имеет многолетний дипломатический опыт, работал в Азии и на постсоветском пространстве, специализируется на экономическом сотрудничестве и развитии региональных связей. 

От отделения посольства к самостоятельной стратегии

— Игорь Сергеевич, в апреле этого года отделение посольства Республики Беларусь во Владивостоке было преобразовано в Генконсульство. С чем связано повышение дипломатического статуса представительства? И какие новые возможности это открывает для развития отношений с Владивостоком и в целом с Дальним Востоком?

— Ситуация развивалась следующим образом. В России у нас есть посольство в Москве, и мы представлены в регионах России ещё двенадцатью точками. Раньше это были отделения посольства — по сути, отдел посольства на выезде.

Россия всегда была важна для Республики Беларусь — в обычной жизни, в политике, в экономике, в военном плане. Но сейчас геополитическая и экономическая ситуация изменились настолько, что мы вышли на другой уровень сотрудничества.

В 1999 году был подписан договор о создании Союзного государства. Во главе угла всего нашего сотрудничества стоит политическое, экономическое и военное взаимодействие. Но экономика — в основе всего.

Вектор развития Республики Беларусь неотрывно связан с Российской Федерацией. Когда президент Александр Лукашенко провозгласил этот курс на тесную интеграцию, это понравилось не всем. И уже тогда в отношении республики начали вводить санкции. Мы под ними находимся уже тридцать лет. Потихоньку пакет европейских санкций нарастал, и сейчас мы находимся на таком уровне взаимодействия, что тот уровень представительства, который был в 87 субъектах Российской Федерации, уже недостаточен.

Поэтому было принято решение на самом высоком уровне — решение Александра Григорьевича Лукашенко — преобразовать все отделения посольства в генеральные консульства.

Чем они отличаются? Генеральное консульство — это самостоятельное дипломатическое представительство. Это даёт больше самостоятельности, больше гибкости в решении оперативных вопросов, но и требует большей ответственности. Отвечать приходится буквально за всё. Все дипломатические представительства в первую очередь занимаются экономикой. 

Президент наш Александр Григорьевич одним из первых сказал о едином экономическом пространстве от Бреста до Владивостока. Это и реализуется. Такие задачи стоят перед Генконсульством — налаживать экономическое взаимодействие.

В течение последних трёх лет идёт поэтапное преобразование этих двенадцати отделений в генеральные консульства. В этом году мы преобразовали отделения в Калининграде, Нижнем Новгороде и Владивостоке. В прошлом и позапрошлом годах — в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Ростове. 

Так что это вопрос стратегический.

Сейчас мы готовимся к новому этапу развития Союзного государства. Нужна была большая самостоятельность в регионах, более быстрая реакция на изменения, прямое взаимодействие с региональными правительствами. Финансовые возможности растут, растёт и объём работы.

Поэтому логично было именно сейчас принять такое решение.

— Консульский округ охватывает восемь субъектов ДФО — от Чукотки до Приморья. Как вы выстраиваете работу с такой обширной территорией?

— Без всякой скромности скажу — всю жизнь мечтал побывать здесь. В нулевых годах до отъезда в Узбекистан я объездил практически всю Россию: от Петрозаводска и Кижей до Байкала, Урал, Юг России, Кисловодск, Ставрополь, Ростов — везде был. Но до Дальнего Востока добраться не получалось.

За Генеральным консульством во Владивостоке из 11-ти субъектов ДФО закреплены восемь — это Амурская, Сахалинская, Магаданская области, Приморский, Хабаровский и Камчатский края, Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ.

Дальний Восток — это 40% территории России. Масштаб впечатляет. Находясь в Беларуси, мы считали, что здесь Россия заканчивается. Потому что исходили из предположения, что мы в центре Европы, а евразийский континент начинается от нас. А, оказывается, начинается он здесь, и Россия здесь начинается. Солнце восходит на Дальнем Востоке.

Евгений Кулешов. ИА PrimaMedia

Генконсул Республики Беларусь во Владивостоке Игорь Сокол. Фото: Евгений Кулешов. ИА PrimaMedia

Но в современном мире расстояние не помеха для работы и общения. Мы тесно взаимодействуем с региональными правительствами, министерствами и департаментами, диаспорой — как по значимым международным мероприятиям, так и в повседневной жизни. Достаточно сказать, что только в течение последних двух лет состоялось около двух десятков различных визитов — как наших делегаций в регионы ДФО, так и дальневосточных делегаций во главе с губернаторами в Беларусь. 

Российских губернаторов в Беларусь всегда сопровождает белорусский дипломат и представители закреплённых органов государственного управления Беларуси. У нас существует такое понятие — закреплённые должностные лица. С учётом масштабов Российской Федерации и 87 регионов, все они закреплены за чиновниками высокого уровня. Например, за Приморский край отвечает председатель Могилёвского облисполкома Анатолий Михайлович Исаченко, он отвечает и за Хабаровский край. За Чукотку отвечает министр спорта и туризма Сергей Михайлович Ковальчук.

Делегация во главе с губернатором Приморского края посещала Беларусь за этот период трижды, руководство Хабаровского края — дважды, были делегации с главами Камчатского края, Магаданской, Амурской и Сахалинской областей и один визит во главе с мэром Владивостока. Подчеркну особо, что при посещении губернаторами российских регионов Республики Беларусь, как правило, проводятся встречи на высшем уровне с президентом Республики Беларусь, а также в правительстве.

Министры Приморского края участвовали в агропромышленной белорусской выставке "Белагро" в 2024 и 2025 годах и с рабочей поездкой в 2024 году посещали Могилёвскую область.

А в регионы с белорусской стороны было девять визитов: пять визитов на разном уровне в Приморский край, дважды в Камчатский край, по одному визиту в Хабаровский край и Чукотский автономный округ.

— Чукотка — это очень далеко от Белоруссии.

— Больше скажу — за 30 лет независимости Беларуси и Российской Федерации на Чукотку нога белорусского чиновника впервые ступила только в августе этого года, в том числе по результатам ранее достигнутых двухсторонних договорённостей на Петербургском экономическом форуме в июле 2025 года.  Состоялся первый официальный визит белорусской делегации под руководством министра спорта и туризма Беларуси Сергея Ковальчука. Надеемся, что этот визит послужит долгосрочным фундаментом в развитии двухстороннего взаимодействия.

Всю подготовительную работу по визитам генеральное консульство осуществляет дистанционно. Мы находим полное взаимопонимание региональных властей и бизнеса.

Почему Республика Беларусь считает Дальний Восток перспективным

— Вы как-то уже называли Дальний Восток "наиболее перспективным регионом для развития". В целом, к каким субъектам ДФО есть интерес у Республики, и какие отрасли экономики представляют наибольший интерес для белорусских инвесторов и экспортёров?

— О масштабах Дальнего Востока и значимости его развития — как социально-экономического, так и производственного, культурного, туристического — всем нам известно. Поэтому нельзя сказать, что у Беларуси интерес к определённым субъектам и отраслям. Нет, мы совместно с коллегами в закреплённых российских регионах работаем по всесторонним направлениям в целях развития и укрепления нашего Союзного государства.

Это экономика и промышленность, агропромышленный комплекс, транспорт и логистика, образование и наука, здравоохранение, спорт и туризм, культура. Также мы готовы и предлагаем белорусские технологии и процессы в экологической сфере для повышения эффективности при обращении с отходами. Ведь обеспечение экологической безопасности важно наряду с продовольственной, экономической и технологической безопасностью.

В работе учитываются особенности субъектов Дальнего Востока и структура региональных экономик, которая отличается друг от друга.

— И в такие отдаленные территории как Чукотка и Камчатка тоже есть поставки?

— Конечно. Мы работаем во всех регионах. Первым делом, когда приезжаю в регион, захожу в продовольственный магазин и иду в молочный отдел, смотрю, что представлено из белорусских продуктов. И самое удивительное — они есть везде: и на Чукотке, и на Камчатке. Наши масло, пакетированное молоко, сгущенка, сыры представлены — всё есть. Мы достаточно широко присутствуем в ДФО в плане продовольствия.

Например, торговая сеть "Белорусский фермер" имеет более тридцати магазинов по всему Дальнему Востоку. Есть ещё сеть "Белорусская традиция", "Белорусская ярмарка" и другие. 

— Какой объём товарооборота республики в ДФО сегодня приходится на Приморский край? Несколько лет назад это было 50%, а сейчас?

— Согласно статистическим данным, по итогам восьми месяцев 2025 года товарооборот Беларуси и восьми регионов, относящихся к зоне ответственности Генерального консульства, составил более 135 млн долларов, из которых с Приморским краем около 32 млн долларов, или около 24%. Активно наращивается товарооборот с Хабаровским краем, Амурской и Сахалинской областями.

Реальные объёмы поставок белорусской продукции в Приморский край и другие регионы значительно превышают статистические данные. Это обусловлено тем, что реализация отдельных видов товаров осуществляется через дилерские сети, расположенные в других регионах, преимущественно в Центральном федеральном округе России.

— Белорусский поворот на Восток. Как влияет на планы сотрудничества разворот России на Восток и курс на создание Большого Евразийского партнерства? 

— Одной из задач экспортных поставок белорусских товаров является их диверсификация в различные зарубежные страны. В приоритете и на первом месте находится торгово-экономическое сотрудничество с Российской Федерацией и странами наших союзных образований — СНГ, ЕАЭС. На втором месте — азиатские страны и, конечно же, Китай. И третью позицию занимают страны дальней дуги, в том числе африканские страны. 

С учетом логистических путей белорусская продукция поставляется в Китайскую Народную Республику и другие азиатские страны, в том числе транзитом через Россию с использованием российских железной дороги, морского транспорта, автомобильных грузоперевозок. 

Национальная безопасность начинается с товаров

— Выгодно ли вообще торговать на Дальнем Востоке или это вопрос не выгоды, а присутствия, создания имиджа в регионе?

— Вопрос не в выгоде и не в имидже. Это вопрос национальной безопасности Республики Беларусь. Позвольте объяснить.

Нас около 9,2 млн человек. Мы производим продовольствия столько, сколько сами не потребляем. Экспортируем продовольствия на сумму более 9 млрд долларов. А если брать продукцию машиностроения и промышленную продукцию, то где-то 60−70%, в зависимости от товара, мы должны продать, для того чтобы страна функционировала. У нас нет выхода к морю, нет полезных ископаемых, кроме калийных удобрений и незначительных запасов нефти на Полесье. 

А есть виды продукции, которые мы должны продать на 100%, потому что мы сами их не потребляем. Например, знаменитые БелАЗы, карьерные самосвалы. Посмотрите, вот последняя модель БелАЗа — это 450-тонник. По Дальнему Востоку, в Западной Сибири и других регионах идёт добыча и разработка, и есть им применение.

Почему БелАЗ построили в Беларуси, когда Беларусь не имеет своих полезных ископаемых и добычи? Оказывается, во всём в советское время был смысл. Когда закончилась Великая Отечественная война, у нас было уничтожено 30% населения, и республика была разграблена, практически сравнялась с землей. Минск был полностью разрушен немцами. Чтобы подтянуть инженерные кадры со всего Советского Союза, вернуть население в Беларусь из эвакуации, начали строить то, что мы называем нашим экономическим фондом. Это Минский тракторный завод, Минский автомобильный завод, Белорусский автомобильный завод, нефтеперерабатывающий завод в Новополоцке, позже в 1975 году построили второй подобный НПЗ в Мозыре, химические заводы — в Гомеле и Гродно и другие промышленные предприятия.

Фактически республику после Великой Отечественной войны восстанавливал весь Советский Союз. Поэтому у нас очень многонациональное население. Построили вот эти заводы, как мы называем, наше "фамильное серебро". И когда вопрос стоял в 90-е годы о приватизации, была чёткая позиция президента: "не мы с вами строили — не нам с вами продавать, давайте строить своё и потом будем этим распоряжаться". Поэтому мы сохранили все эти заводы, их акционировали, но контрольный пакет у государства.

Номенклатура поставляемых белорусских товаров в дальневосточные регионы с каждым годом только расширяется. Это касается как непродовольственной, так и продовольственной линейки товаров.

В Приморье и в других дальневосточных регионах всем известны разные виды машиностроительной продукции и техники белорусских брендов — БелАЗы, МАЗы, АМКОДОРы, МТЗ. Также поставляется продукция нефтехимической, деревообрабатывающей, лёгкой промышленности. Безусловно, большим спросом пользуются продовольственные товары.

Расширение номенклатуры и объёмов поставляемой продукции — более сотни товарных позиций, увеличение и расширение дилерской сети свидетельствует не только о качестве белорусской продукции, но и о том, что на Дальнем Востоке продукция конкурентоспособна и её реализация экономически эффективна.

Десять тысяч километров: как работает логистика

— Как же решается вопрос логистики товаров из Республики Беларусь в Приморье? Есть же продукты питания, сыры, которые полюбились приморцам. Доставлять скоропортящиеся продукты на семь с половиной тысяч километров — задача не из простых.

— На самом деле расстояние почти в 10 тысяч км по дороге и около 7 тысяч км по воздуху между Минском и Владивостоком — это не преграда, и белорусское продовольствие доставляется не только в Приморье, но и в другие дальневосточные регионы.

Как правило, это автоперевозки. "Белорусский фермер" — это россияне, зарегистрированные в Твери. У них там большой логистический склад. Они берут продовольствие в Беларуси, у них долгосрочный контракт со всеми нашими производителями. Поставляют на склад, а затем загружают фуры. И затем отсюда из Владивостока далее распространяют по всему Дальнему Востоку.

Но есть ЖД-перевозки и даже авиа. Допустим, "Минская марка" — Минский молочный завод — может и самолётами поставлять некоторую продукцию. Вызывает интерес у белорусских инвесторов и логистов, конечно, Северный морской путь. По нему груз в Китай доставляют от 40 до 60 суток.

То есть различные виды транспорта используются, но сейчас самое приоритетное и удобное — автомобильный транспорт. И смотрите, даже китайцы автомобильным транспортом везут через всю Россию и через Беларусь в Европу. Так что это совершенно нормальный способ доставки.

— Какие белорусские продукты наиболее популярны в Приморье? Планируется ли расширение ассортимента?

— В регионе, судя по росту объёмов поставок белорусского продовольствия, а также отзывам жителей, белорусские продукты пользуются очень большим спросом. В магазинах достаточно широко представлена молочная линейка продуктов — от молока, кефира, сметаны до более десяти видов сыров, мясные продукты и полуфабрикаты, замороженные и консервированные плодовоовощные товары, кондитерская продукция и другие.

— В прошлом году представители отдела посольства упоминали о планах по строительству во Владивостоке торгового дома белорусских товаров. На каком этапе сейчас находится проект?

— Вопрос находится в стадии проработки и подбора не только потенциального места расположения торгового дома, но и поиска инвестора, готового организовать создание белорусского торгового дома. Концепция такова, что в торговом доме должно быть представлено не только белорусское продовольствие, но и другие товары — мебель, продукция лёгкой промышленности (одежда, трикотаж и другие), косметика и так далее.

13 октября в Генеральном консульстве состоялась рабочая встреча с руководителем торговой сети "Белорусский фермер", на которой обсуждались как вопросы развития двухстороннего взаимовыгодного сотрудничества, так и концепция организации работы во Владивостоке белорусского торгового дома. Руководителем торговой сети, как потенциальным инвестором, высказана позиция о готовности проработать данный вопрос. Таким образом, этот вопрос остаётся актуальным.

БелАЗы в карьерах, трактора в полях

— Белорусская техника активно поставляется в Приморье — и для общественного транспорта, и аграриев. Есть ли в планах строительство заводов или локализация белорусских производств?

— Вот это интересный вопрос, на него я готов ответить развёрнуто. И особую благодарность хочу выразить руководству Приморского края и лично губернатору Олегу Николаевичу Кожемяко за внимание, уделяемое всестороннему сотрудничеству с Беларусью. В марте этого года в ходе визита губернатора Приморского края в Беларусь подписана "Дорожная карта" по развитию сотрудничества между регионом и республикой по поставкам техники в 2025−2027 годы. В соответствии с ней в текущем году в Приморский край поставлено более 110 единиц различных видов белорусской техники, а до конца 2025 года планируется поставка ещё более 100 единиц. В последующем ежегодно планируется поставка более 100 единиц различных видов техники.

Поставки продукции машиностроения идут активно, и в Приморье открылся центр в Михайловке. Перспективное направление.

Все борются за локализацию. Нельзя сказать, что всё, что мы делаем на наших заводах по запчастям, это 100% белорусского производства. У нас с вами и так промышленная кооперация достаточно сильная. На наших белорусских продуктах машиностроения, если брать комбайны, тракторы, автобусы, есть значительная доля белорусской локализации — процентов 50−60. Но всё остальное это и ваши продукты, которые производятся в Российской Федерации: и металл, и фильтра, и масла и другие более сложные компоненты. Некоторые элементы китайские, потому что Китай, компания "Вэйчай" (Weichai), нам поставляет двигатели, мосты.

У нас есть территория с особым преференциальным режимом — "Великий камень". Под Минском в поле построен целый город — индустриальный парк, в котором регистрируются и создаются промышленные инновационные предприятия. Там уже и производство, и сборка, и машиностроение, микроэлектроника. "Вэйчай" — одни из резидентов индустриального парка "Великий камень".

То есть нельзя сказать, что тот продукт, который поставляется в Российскую Федерацию, это чисто белорусский продукт. И для того, чтобы сделать локализацию, предположим, в Приморье, надо создать особые условия. 

Технологический процесс развивается стремительно, и чем дальше он будет развиваться, тем сложнее будет, думаю, говорить о таких вещах, как локализация. Наверное, сейчас она будет не столько актуальна, потому что любой продукт машиностроения — это уже как Lego: где-то взял одно, где-то другое, составил, скомпоновал.

Поэтому есть ли смысл создавать предприятие с нуля? Другой вопрос — а кто будет на нём работать? Сейчас многие рабочие машиностроительного предприятия с высшим образованием, не говоря уже о среднеспециальном техническом. У нас есть профтехучилища, вузы, закреплённые за предприятиями. Люди одновременно учатся и проходят практику. На заводах работают отдельные семьи в третьем поколении, есть трудовые династии специалистов. Это уже не просто рабочие, это профессионалы высокого класса.

— Но если говорить не о заводах с нуля, а о совместных предприятиях — Александр Лукашенко во время визита в Приморье в 2022 году об этом несколько раз упоминал.

— Мы уже упоминали открытие центра в Михайловке. Это даже нельзя сказать, что первый этап — это зародыш нашей совместной производственной работы. Следующий этап — продажа, сервис, организация выездных бригад. Потому что пассажирскую технику, например, автобус МАЗ можно отремонтировать во Владивостоке. А как трактор отремонтировать, если он находится за 600 км? Его же не потянешь. Значит, туда к фермеру бригада выезжает. 

Еще один новый центр появится в Надеждинском районе, уже есть площадка на 1,5 тысячи кв.м. в ТОР. 

— Мультибрендовый центр в Михайловке и предполагаемый центр в Надеждинском районе — чем они будут отличаться?

— Во-первых, по площади он будет в 2,5 раза больше. Там помимо демонстрации техники и сервиса предполагается и производственная площадка, и обучение специалистов.

В Уссурийской сельхозакадемии оборудован класс специально под белорусскую технику. На базе вот этих центров можно ребятам организовать реальную практику.

В Надеждинском районе планируется организовать учебные комплексы по подготовке специалистов качественной эксплуатации техники, а также большой склад запасных частей. 

Построенный мультибрендовый центр в Михайловском округе в большей степени планируется задействовать для продажи и обслуживания различной сельскохозяйственной техники, а также навесного и прицепного оборудования к ней белорусских производителей МТЗ, Гомсельмаш, АМКОДОРа, БАТЭ и других, с учётом сельскохозяйственной направленности данного округа.

5683927.pngПриморье готовится к строительству мультибрендового центра белорусской техники

Экономические и гуманитарные связи между двумя странами выходят на новый уровень

А кроме этого, во Владивостоке официальный дилер белорусской техники МАЗ, МТЗ, АМКОДОР и другой — компания "Дальневосточный автоцентр" — ведёт работы по строительству и расширению сервисного центра и выставочной площадки белорусской техники.

В целом во взаимодействии с органами исполнительной власти региональных правительств Генеральное консульство принимает меры по созданию или расширению единых мультибрендовых центров продаж и сервисного обслуживания белорусской техники и в других регионах Дальнего Востока.

К примеру, в Магаданской области в 2024 году на базе частной российской компании ООО "Сервис карьерных машин" организована работа такого центра. По итогам визитов в 2024 году в Беларусь губернаторами Сахалинской и Амурской областей, а также Хабаровского и Камчатского краёв белорусской стороне поступили предложения создать в этих регионах подобные центры.

Октябрьские Дни Беларуси: меморандумы и ярмарки

— Игорь Сергеевич, в октябре во Владивостоке прошли Дни Беларуси в Приморье. Это второй фестиваль уже. Какие знаковые соглашения или договорённости достигнуты? Какие новые направления сотрудничества обозначились?

— Дни Республики Беларусь в Приморском крае прошли с 7 по 12 октября. В целом мы получили позитивные отзывы по данному мероприятию от членов белорусской делегации, бизнес-кругов и всех заинтересованных, кто принимал участие, в том числе посетил белорусскую ярмарку. Надеемся, что такое же впечатление осталось и у приморцев.

На центральной площади Борцов Революции Владивостока ежедневно функционировала ярмарка-продажа белорусских продовольственных товаров. Также была представлена белорусская продукция лёгкой промышленности — трикотажные изделия, постельное бельё, одежда и другие товары. Постоянно на площади работала выставка белорусской техники: пассажирской, коммунальной, сельскохозяйственной и другой — наших флагманов. Посетители могли не только посмотреть её, но и посидеть в кабинах.

Выступали белорусские творческие коллективы, шли мастер-классы по приготовлению белорусских блюд. Атмосфера была праздничной и деловой одновременно.

С 8 по 10 октября во Владивостоке находилась официальная белорусская делегация во главе с председателем Могилёвского областного исполнительного комитета Анатолием Михайловичем Исаченко. В её состав вошли представители бизнес-сообщества — руководители промышленных предприятий, мясомолочной сферы, здравоохранения, культуры, спорта, туризма.

Состоялось совместное заседание рабочей группы по развитию сотрудничества между Республикой Беларусь и Приморским краем. По итогам работы подписали ряд документов. Это план мероприятий на 2026−2027 годы по реализации соглашения об установлении побратимских связей между Владивостоком и Могилёвом, дорожная карта сотрудничества с детализацией основных планов на текущий и 2026 год. Также подписан дилерский договор между ООО "Минские Трактора" и ОАО "Амкодор". Между агентством по делам молодёжи Приморского края и Могилёвской областной организацией ОО "Белорусский республиканский союз молодёжи" подписано соглашение о сотрудничестве. Подписана дорожная карта по сотрудничеству в сфере здравоохранения, соглашение о взаимном сотрудничестве в сфере развития туризма.

Важной частью стали бизнес-переговоры организаций Республики Беларусь и Приморского края. Достигнуты договорённости с торговыми сетями Приморья по расширению ассортимента поставок белорусского продовольствия.

Весьма значимым мероприятием стало торжественное открытие 8 октября единого мультибрендового центра по поставке и обслуживанию техники белорусского производства в селе Михайловка. Запуск провели председатель Могилёвского облисполкома Анатолий Исаченко, заместитель председателя правительства Приморья Кирилл Хижинский и генеральный директор центра ООО "Минские трактора" Андрей Прищепа.

Города-побратимы

— Между Могилёвом и Владивостоком действует соглашение о побратимских связях. Какие ещё города и регионы Беларуси налаживают прямые связи с дальневосточными территориями?

— В сентябре 2024 года подписано соглашение об установлении дружественных отношений между Заводским районом Минска и Владивостоком. Также в июле 2025 года в ходе визита делегации под руководством главы Владивостока Константина Владимировича Шестакова в Беларусь подписано соглашение о побратимских связях с Брестом. Согласованы и планируются к подписанию подобные соглашения с белорусскими городами Витебском и Гомелем.

В целом мы открыты и готовы при обоюдном желании подписывать и реализовывать подобные соглашения о побратимских связях с крупнейшими городами не только Приморского края, но и других дальневосточных регионов.

— Был подписан план мероприятий на 2026−2027 годы по реализации соглашения о побратимских связях между Владивостоком и Могилёвом. Можно раскрыть, что он предусматривает?

— Планом предусматривается взаимное содействие сторон по ключевым направлениям двухстороннего сотрудничества в различных сферах: торгово-экономического, инвестиционного и делового сотрудничества; образования; культуры, спорта и туризма; молодёжной и информационной политики; социальной политики.

Например, предусмотрено оказание помощи субъектам хозяйствования при организации взаимных деловых визитов, бизнес-миссий, участия в совместных конференциях, семинарах, форумах, выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе в онлайн-формате; содействие в продвижении продукции; проведение совместных культурных, спортивных мероприятий, конкурсов, форумов и так далее.

Когда человек не знает, что он белорус

— В Приморье, по словам губернатора Олега Кожемяко, до 30% населения связано корнями с белорусским народом. Работает ли Генеральное консульство с белорусской диаспорой?

— Белорусская диаспора в Приморском крае представлена общественной организацией "Белорусы Приморья". Генеральное консульство на постоянной основе осуществляет с ней взаимодействие, в том числе оказывает всестороннее содействие в проведении различных мероприятий, направленных на сохранение белорусских культурных традиций и самобытности, воспитание патриотизма у молодёжи, заботу о ветеранах и "детях войны", сохранение исторической памяти.

Мероприятия проводятся на постоянной основе. У диаспоры есть проект "Потомкам в наследство: сохраняя прошлое — создаём будущее". Школьники с экскурсиями посещают Центр традиционной белорусской культуры и народного творчества ОО "Белорусы Приморья" в Уссурийске. Члены диаспоры проводят творческие встречи с военнослужащими, учащимися общеобразовательных школ, школ искусств, колледжей.

— Много этнических белорусов в Приморье?

— Очень много. В Артёме был на День города, почитав историческую справку, оказывается, Артём основал белорус, Григорий Захарович Ходосевич, герой русско-японской войны, родом из Минской губернии (г. Борисов). В 1908 году он поставил там свой хутор, и вот это всё разрослось в столицу угольщиков Приморья. 

Вы приводили данные, что 30% населения — белорусы, но может быть даже больше. С учётом того, что кто-то остался здесь после развала Советского Союза или кто-то приехал сюда на заработки. 

Причем сейчас некоторые сталкиваются с другой проблемой. Это люди предпенсионного возраста, идут за оформлением пенсии. У них начинают документы смотреть, а у них свидетельство о рождении выписано в Беларуси. Российский паспорт человек получил в 2000 году, и сам не знает, что он остался гражданином Республики Беларусь. Потому что по нашему законодательству, независимо от того, где родился ребёнок, если один из родителей гражданин Беларуси, то и ребёнок — гражданин Республики Беларусь. Таких случаев действительно немало.

По линии государственной службы Российской Федерации, когда проверки проводят, если видят по документам, что человек родился в Беларуси или его родители белорусы, то просят справку о принадлежности граждан к гражданству Беларуси. У нас есть соответствующая консульская процедура. Вызывает искреннее удивление, когда обратившийся узнаёт, что он — гражданин Республики Беларусь. Он, конечно, может оформить утрату гражданства в связи с поступлением или прохождением государственной службы. Но, по сути, когда он первый раз к нам приходит, он гражданин Республики Беларусь, несмотря на то, что есть российский паспорт.

— Это получается, если ты родился на территории Беларуси и у тебя родители белорусы?

— Даже если не в Беларуси родился, человек может ни разу не был в Беларуси, но один из родителей — гражданин Республики Беларусь, то и ты — гражданин Беларуси.

— То есть об этом можно даже не подозревать?

— Да, и есть в нашей практике очень интересные истории. Случай был в прошлом году. Приехал мужчина, он в Следственном комитете Российской Федерации, майор юстиции. Ему предложили повышение. Мама с папой поженились в Беларуси, развелись. Мама его забрала и уехала вначале в Украину, потом сюда в Российскую Федерацию. А папа так и живёт в Беларуси. Мы нашли его даже адрес. Молодой человек ни разу в жизни не видел отца. Мама уехала, когда он был ещё в грудном возрасте. 

Я ему сразу говорю, с большой вероятностью вы гражданин Республики Беларусь. Оплатил пошлину, оформили документы и отправили на проверку. Процедура по определению принадлежности к гражданству длится около полугода, в отдельных случаях до года. В ходе рассмотрения документов отца его нашли — он живёт и здравствует. Дали ему адрес и телефон отца, на случай если есть желание пообщаться. Но по результатам проверки, в том числе с учетом прохождения службы в органах Следственного комитета Российской Федерации, решение по нему принято отрицательное.  

— Трогательная история.

— Да, он даже расчувствовался.

Евгений Кулешов. ИА PrimaMedia

Генконсул Республики Беларусь во Владивостоке Игорь Сокол. Фото: Евгений Кулешов. ИА PrimaMedia

— Помогает ли Генконсульство в восстановлении родословных?

— Это не наша компетенция, целенаправленно мы не занимаемся розыском родственников. И у нас даже нет в перечне консульских действий такой услуги. Для этого есть министерство юстиции и департамент по архиву. У них это платная услуга. Каждый, кто хочет, может туда обратиться в электронном виде. Там помогут составить генеалогическое древо, кто и откуда произошел.

— Сколько примерно человек стоит на консульском учёте по Дальнему Востоку?

— Граждан Республики Беларусь, которые приезжают сюда, живут длительное время, получают вид на жительство Российской Федерации, около пятисот по всему округу. Это неплохо. Но если говорить о том, где на Дальнем Востоке наши ребята работают, то много вахтовиков-трубоукладчиков, особенно с Мозыря. Их здесь переподготавливают, и они работают на Сахалине, Камчатке, в Хабаровском крае.

— С какими категориями обращений чаще всего работает Генеральное консульство?

— Самое распространённое консульское действие — это оформление свидетельства на возвращение. Это наши люди, которые работают вахтовиками. Звонят с Сахалина или другого региона и говорят: "Мне выезжать, снял куртку, а в куртке не оказалось паспорта. Паспорт пропал или потерял, как попасть домой?".

Потому что для того, чтобы оформить свидетельство на возвращение, надо к нам лично прибыть, а он не может взять билет на самолёт или поезд, потому что у него нет паспорта. Разные консульские случаи бывают. Или кто-то здесь отбывал наказание, освобождается, надо вернуться в Беларусь, а у него паспорта нет, потерял. Выписываем по запросу органов исполнения наказания или органов МВД свидетельство на возвращение без взимания пошлины. Ему службы исполнения наказаний покупают билеты, депортируют в Республику Беларусь.

Также граждане обращаются по вопросам выхода, утраты или приобретения белорусского гражданства. Существует установленный порядок в данном случае. Отдельный порядок в случае обращения граждан по вопросам оформления постоянного проживания за пределами Республики Беларусь.

Кроме вопросов гражданства и документирования, граждане обращаются по отдельным нотариальным вопросам. Например, удостоверение подписи на заявлении граждан об отсутствии зарегистрированных актов гражданского состояния в Беларуси. Также Генеральным консульством выдаются различные справки, например, об отсутствии в Беларуси судимости или административной ответственности.

Брестская крепость и Владивостокская: общая история

— В юбилейную 80-ю годовщину со дня достижения нашей общей Победы в Великой Отечественной войне не могу не спросить у вас о проводимой Генеральным консульством работе по данному направлению.

— Беларусь и Россия всегда были вместе и сегодня продолжают сохранять историческую правду и память о событиях Великой Отечественной войны. Придавая ценность и значимость тем событиям, которые проходили на протяжении 1941−1945 годов, и дань и светлую память всем тем, кто погиб и отдал свою жизнь, чтобы мы с вами, наши дети, внуки и правнуки ходили под мирным небом над головой.

Сегодня нашими государствами принимаются все возможные усилия и меры, чтобы ветераны и "дети войны" ощущали искреннюю заботу и помощь. Укрепляется нравственно-патриотическое воспитание молодёжи с акцентом на значимости сохранения исторической памяти, посещения памятников и мемориалов, построенных в память о героях.

В начале мая состоялся телемост между Владивостоком и Брестом "Две крепости. Соединяя время и расстояние" с участием губернатора Приморского края Олега Николаевича Кожемяко, председателя Брестского облисполкома Петра Александровича Пархомчика, ветеранов Великой Отечественной войны, "детей войны".

Это мероприятие имеет глубокий смысл о том, как связана и переплетена наша история. На телемосте были ветераны Приморья, которые родом из Беларуси или воевали в Беларуси, и ветераны Бреста, которые родом из Приморья. При этом Владивостокскую крепость строил генерал Д.М. Карбышев, тот самый человек и те же инженеры, которые строили Брестскую крепость. Это символическое единство наших народов, наша общая история. 

Работа ведётся и по линии парламентариев в рамках Союзного государства. Но особо важно и ценно, что сегодня на постоянной основе, в целях сохранения исторической памяти, идет активная работа с молодежью. Считаю, что этому должно уделяться внимание постоянно. Сейчас уже во взрослую жизнь входит поколение, которое не застало тех людей, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Уже нет практически свидетелей, остается обыкновенная человеческая память. Важно, чтобы в эту память были вложены правильные смыслы и ценности. Этому вопросу в Беларуси уделяется большое внимание. Поэтому и здесь мы проводим совместные проекты для молодежи. 

— Говоря о единстве, можно упомянуть и похожие праздники, которые отмечают наши государства. Приморье недавно праздновало День народного единства. Знаю, что в Беларуси есть похожая дата. Как отмечаете? 

— Да, у нас тоже есть праздник День народного единства, мы его отмечаем 17 сентября. Помните, такая дата была в советской истории? 17 сентября 1939 года — освободительный поход Красной армии на Западную территорию Беларуси и Украины. Это день, когда Западная Беларусь объединилась с центральной Беларусью. До этого территория находилась под польской оккупацией. 

После окончания гражданской войны Беларусь оказалась разделена, и граница проходила буквально в 40 км от Минска. А уже в 1939 году граница отошла на уровень Гродно, Бреста. В современном виде Беларусь сформировалась именно в 1939 году.

Пять лет назад этот праздник стал государственным. 

Сбывается мечта о Тихом океане

— Игорь Сергеевич, вы уже больше года в Приморском крае. Какие места вас впечатлили в регионе?

— Езжу в основном с командировками. Но успел побывать во многих интересных местах. Мне понравился Уссурийск. Там наша диаспора зарегистрирована — "Белорусы Приморья". И сам по себе город красивый, аккуратный. Мне понравился Артём. Очень понравилось в Партизанске и дорога от Артёма до Партизанска. 

И рассказов об этом регионе я в детстве слышал немало. Поэтому для меня попасть сюда — это исполнение давней мечты.

17456
83
8