Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, полномочный представитель Президента в ДФО Юрий Трутнев провел на минувшей неделе очередное заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, сообщает ChukotkaMedia со ссылкой на пресс-центр Правительства Чукотского АО. В повестку встречи вошли вопросы разработки программы арктического судостроения для обеспечения грузопотока Северного морского пути, комплексное развитие опорных населённых пунктов Арктической зоны РФ и ход реализации северного завоза.
Юрий Трутнев подчеркнул важность этих вопросов для укрепления экономики страны и развития логистики. Он отметил, что строительство дополнительных крупнотоннажных судов ледового класса для эксплуатации на всём протяжении Северного морского пути под российским флагом обеспечит вывоз планируемой грузовой базы и привлечёт дополнительную грузовую базу на Севморпути, в том числе для перенаправления транзитных грузов, гарантируя транспортировку даже в сложных ледовых условиях.
Госкорпорация "Росатом" по поручению Правительства РФ разработала концепцию программы развития отечественного арктического судостроения на долгосрочную перспективу. Она предполагает дополнительные механизмы развития Севморпути, направленные на увеличение мощностей для строительства грузового флота, численности отечественных верфей, создание судового комплектующего оборудования российского производства и стандартизацию проектов судостроения. Документ поддержан Минпромторгом, Минтрансом и Минвостокразвития.
В ходе мероприятия также обсудили комплексное развитие опорных населённых пунктов Арктической зоны:
"Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поддержал инициативу по развитию опорных населённых пунктов Арктики. По сути, это распространение дальневосточного опыта на арктические территории. Сейчас эта работа находится на контроле главы государства. Проект по улучшению качества городской среды развёрнут в 16 городах, где проживает более 1,5 миллиона северян", — отметил Юрий Трутнев.
Напомним, в Чукотском автономном округе такими опорными пунктами стали городские округа Певек, Эгвекинот, Анадырь и Анадырский муниципальный район.
Для 16 арктических агломераций Минвостокразвития совместно с регионами подготовлены проекты долгосрочных планов социально-экономического развития до 2035 года. Эти проекты направлены на улучшение качества жизни, привлечение инвестиций и развитие туристической отрасли.
Отдельным вопросом повестки стало обсуждение хода реализации северного завоза. Соответствующий закон был принят в прошлом году.
"Закон принимался для того, чтобы жители арктических регионов получали все необходимые грузы своевременно и по более низким ценам", — подчеркнул Юрий Трутнев.
В 2024 году запланированный объем северного завоза составляет 4 млн тонн, из которых из которых более 900 тонн продовольствия уже доставлено в Певек субсидируемыми рейсами по Северному морскому пути. В других арктических регионах приоритетная перевозка будет осуществляться железнодорожным и морским транспортом.
Всего опорная транспортно-логистическая инфраструктура северного завоза включает 346 объектов, необходимых для обеспечения регулярного, бесперебойного снабжения. Это автомобильные дороги, железнодорожные станции, морские и речные порты, а также аэропорты. В настоящий момент Рассматриваются предложения регионов о включении дополнительных объектов в этот перечень.
На заседании Госкомиссии также обсуждалась работа единого морского оператора северного завоза. В июне на Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение между Минвостокразвития, Правительством Чукотского автономного округа и госкорпорацией "Росатом" о реализации в 2025 году пилотного проекта по доставке грузов на Чукотку.
Также в настоящее время прорабатывается вопрос расширения пилотного проекта на другие регионы Арктической зоны РФ. Начата работа по созданию федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза, которая позволит автоматизировать управленческие процессы и объединит в себе функции планирования, мониторинга движения грузов и контроля исполнения.