Антон Мамон: Литературный потенциал Дальнего Востока - безграничен

Член жюри Премии им. Арсеньева - о высокой планке литературного конкурса Премии, привлечении талантливой молодежи и новых номинациях
Афиша
Антон Мамон, член Малого жюри Премии им. Арсеньева
Фото: МИА "Россия сегодня"

19 июня. Состав жюри седьмого сезона Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева (12+) обратил на себя внимание рядом новшеств. В частности, в него вошли представители русистики из Китайской Народной Республики и Республики Корея. Не менее значимым стало и то, что практически впервые в работе жюри Премии принимает участие представитель совсем молодого поколения отечественных литераторов. Российский писатель и издатель Антон Мамон, член Малого жюри Премии, рассказл ИА PrimaMedia о своих приоритетах, миссии и предложениях по развитию "дальневосточного" литературного конкурса.

Напомним, что заявочная кампания седьмого сезона Премии стартовала 1 февраля и продлится, согласно положению о Премии, размещенному на ее официальном сайте, до 30 июня. После завершения заявочной кампании Совету экспертов предстоит сформировать длинный список Премии, куда входят по 10 произведений в каждой из трех номинациях — "Длинная проза", "Короткая проза" и "Проза для детей". Малое жюри Премии составляет короткий список (по три произведения на номинацию), Большое жюри — определяет победителя в каждой из номинаций. Традиционно длинный список Премии им. Арсеньева объявляют в сентябре, короткий — в ноябре, победителей очередного сезона Премии традиционно чествуют на декабрьской торжественной церемонии (18+) в Москве.

— Антон Вадимович, чуткая литературная общественность уже высказывает предположения, что ваше появление в жюри Премии имени Арсеньева — знак того, что Премия может как-то "помолодеть". Так ли это, и если да, то каким, допустим, образом?

 — Для начала скажу, что стать членом жюри общероссийской литературной Премии — огромная честь для меня. Я и раньше судил литературные конкурсы, в том числе и довольно крупные. Однако в этот раз все иначе. Во-первых, потому что я всем сердцем люблю Дальний Восток. Во-вторых, ставки на порядок выше. Премия серьезная, коллеги-судьи — сплошь именитые мастера, а состязаться будут русскоговорящие авторы со всего мира. Наверное поэтому я чувствую серьезную ответственность, но вместе с ней — и готовность основательно потрудиться, отбирая лучших из лучших. 

Ну, а если развивать мысль о том, что Премия "молодеет", я, опять же, выскажусь всецело за! Уверен, что моя персональная миссия заключается именно в этом. Ведь по долгу службы (преподаю литературное мастерство сразу в трех крупных проектах) я окружен талантливой молодежью. Многие из этих ребят, вне всякого сомнения, "выстрелят" через годик-другой. Моя задача — не дать им сбиться с пути, а еще — замотивировать на дальнейшие успехи. Участие в Премии — отличный шанс для каждого, а для молодого автора — и подавно! Я же всеми силами готов их поддерживать.

 — Вам, как члену жюри Премии, предстоит прочитать за весьма ограниченный срок десятки произведений. Между тем, вы — писатель, то есть больше про писать, а не читать. Не опасаетесь, что нагрузка окажется слишком непривычной и даже чрезмерной?

 — Нет, совершенно не опасаюсь. Ведь с недавних пор я не только писатель, но и издатель. 1 июня 2025 года свою работу начала редакция под моим началом и на базе одного из лучших издательств в стране — "РИПОЛ классик". Весьма символично редакция получила название "Молодость". Нетрудно догадаться, кого мы ищем в первую очередь! Конечно, это молодые, талантливые, начинающие авторы, которые только делают свои первые шаги. Десятки их рукописей ежедневно оказываются у меня на столе. Я научился вычитывать их быстро и без потери качества. Думаю, с произведениями участников Премии предстоит схожая работа. Быть может, за тем исключением, что я буду чуточку строже и придирчивее. Иначе никак. Премия не может опускать планку. 

 — Насколько мы можем судить, вы абсолютно современный творец в том смысле, что вопросами продвижения своего творчества занимаетесь, что называется, всерьез и надолго. Если откровенно, то ведь именно этого не очень пока хватает дальневосточной литературе, консолидированной вокруг Премии им. Арсеньева? Что тут можно и нужно сделать, как вы считаете?

 — Безусловно, современный автор обязан включаться в работу с первого дня выхода книги. Хороший пример — мой новый роман "Дневник Эда" (16+). Я лично контролирую план его продвижения, занимаюсь организацией и проведением мероприятий, ищу рекламные и PR возможности. Хорошо ли это? Плохо ли? Не знаю. Просто я играю по установленным правилам, как и все. 

Люди, занимающиеся развитием Премии, а я теперь в их числе, тоже должны проявлять активность. Задач много, но первоочередная — побороть заблуждения о том, что "подобные премии выдают только своим", о том, что молодых на таком высоком уровне дискриминируют, о том, что нельзя писать легко и весело, а также выходить за рамки реализма. Последние годы опровергали каждое из этих ложных утверждений. Важно сохранить тенденцию. Когда люди поймут, что Премия им. Арсеньева — про талант, а не про выслугу лет, к нам хлынет многотысячный поток авторов. Иначе и быть не может.

 — Сегодня в "сообществе Премии им. Арсеньева" — да-да, можно уже и о таком говорить — идет дискуссия о возможности новых номинаций. Какова ваша позиция по этому вопросу?

 — Считаю это хорошей идеей! Мы с коллегами отдельно собирались для обсуждения данного вопроса. Решили, что в следующих сезонах критически важно ввести дополнительные номинации. План минимум — поэзия. Ведь Россия — страна великих поэтов, а Дальний Восток — источник бесконечного вдохновения! Так почему бы не сложить два и два? План максимум — также отмечать диджитал авторов, то есть, творцов, чьи произведения выходят в сети. Они — важная часть литературного сообщества. А еще они на зависть активные. Думаю, все бы выиграли от подобного решения.

 — По вашему мнению, в плане развития отечественной литературы Дальний Восток — это источник региональной экзотики или же нечто большее? 

 — Нет, к счастью, Дальний Восток — больше не экзотика. Хотя, еще 10 лет назад дела обстояли иначе. Я сам мечтал там оказаться, но цены на билеты "кусались". К счастью, авиакомпании пересмотрели свою политику, и теперь это опция, доступная каждому. Доходит до смешного! Гуляя по Владивостоку, я несколько раз встречал знакомых из Москвы. Да и если судить по лентам в соцсетях, большая часть моих ровесников тут побывала. Посему, регион имеет все возможности и ресурсы стать новым курортным краем, центром притяжения путешественников и людей творческих. Кроме того, Дальний Восток — ближайший сосед наших друзей из Азии. Если смотреть на него под таким углом, то потенциал просто безграничен. В том числе — и литературный.

Справка: Государственная Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года в рамках комплекса воспитательно-патриотических мероприятий "Дни регионов Дальнего Востока в Москве" в здании Российского фонда культуры.

Смотрите полную версию на сайте >>>